Здоровье водителя: медкомиссия для получения права управления транспортным средством
АВТОблог МЫ НА РАДИО Новости

Здоровье водителя: медкомиссия для получения права управления транспортным средством

От здоровья водителя зависит очень много. Это его собственная безопасность, безопасность пассажиров, которые находятся в салоне его автомобиля  а также других участников дорожного движения: пешеходов и водителей автомобилей, которые находятся в непосредственной близости. Именно поэтому мы решили затронуть очень важную для каждого автовладельца тему: здоровье водителя и медкомиссия для получения права управления транспортным средством

Какие комиссии должен проходить каждый человек перед получением прав на управление транспортным средством? Какие лекарства можно употреблять, будучи за рулем, сколько алкоголя можно выпить и когда после употребления разрешено сесть за руль транспортного средства.

На все эти вопросы нам поможет ответить Гальченко Инна Владимировна, доктор нарколог-психиатр Украинского научно-исследовательского института медицины транспорта Минздрава Украины.

Достаточно ли  единожды проходить медкомиссию?

Начнем  с комиссии, которая является обязательной для каждого автомобилиста. Многие проходили медицинское освидетельствование еще 20-30 лет назад. Возникает вопрос: за это время с человеком может произойти все, что угодно, различные ситуации, которые могут повлиять на вождения, как быть  в такой ситуации?

Вопрос очень важен, ведь на состояние здоровья водителя влияет очень много факторов, даже сразу  после комиссии с человеком может случиться непредвиденная ситуация, которая коренным образом может повлиять на его навыки вождение, делая их подчас совсем невозможным. И дело не только в психическом здоровье, но и психосоматике. Сегодня риск сердечно-сосудистых заболеваний в нашей стране увеличился в разы.  И если ранее водители обращались с такими симптомами где-то к 60 годам, то сейчас они проявляются у людей в возрасте 30-40 лет.

Как должна проходить медицинская комиссия автомобилиста, согласно действующего законодательства?

Само слово “комиссия” подразумевает освидетельствование состояния здоровья водителя группой докторов. В обязательном порядке это врач психиатр-нарколог, терапевт,   лор-врач, невропатолог, хирург, окулист. И каждый из этих врач в своем объеме, согласно постановлению, должен проводить определенный осмотр.

Сейчас на рынке очень много клиник, которые, по факту, проводят фиктивные медкомиссии, которые и назвать таковыми сложно. А все это потому, что нет должного механизма контроля и проверки работы таких клиник.  Для того чтобы комиссия была эффективной, нужно наладить ее работу и контролировать качество ее проведения. Главная задача комиссии — не допустить за руль человека, у которого есть противопоказания по здоровью (слепого, психически неуравновешенного, нарко-алкозависимого).

Комиссия должна обезопасить всех участников дорожного движения.

Какие сейчас шаги делаются, чтобы улучшить ситуацию на украинских дорогах?

В нашей стране один из самых худших показателей в сегменте безопасности на дорогах  по Европе. именно поэтому с 2017 по 2019 год в нашей стране проходит процесс имплементации директив ЕС, связанных с безопасностью дорожного движения, которые помогут снизить количество ДТП, смертности и инвалидизации на украинских дорогах до 30%. Происходит это следующим способом: за пример берутся несколько стран, в которых эти показатели безопасности высоки. Они анализируются и берется на вооружение то, что подходит для внедрения в наших реалиях. Дело в том, что у нас очень большие проблемы со всеми параметрами, касающимися безопасности движения: низкое качество дорожного покрытия, автомобилей, состояния здоровья водителей.  В частности, уровень заболеваемости по недугам, которые являются противопоказанием к вождению, в нашей стране гораздо выше, нежели в других странах Европы. Именно поэтому мы должны внедрять европейские стандарты с оглядкой на наши особенности.

Помимо проверки соматического здоровья, наркологических и психических проверок, которые присутствуют во всех странах, нужно также выбирать тот объем заболеваний, которые актуальны в нашей стране. Для этого нужно пересмотреть законодательство. К сожалению, последний перечень противопоказаний был утвержден в далеком 1999 году.

Практика какой европейской страны была бы действенна в украинских реалиях?

По словам эксперта, в Украине для повышения уровня безопасности на дорогах нужно применять опыт Германии. Если  вы в Германии один раз нарушили правило дорожного движения, вам приход штраф, но на первый раз вас прощают. Такая же ситуация и во второй раз. В третий раз вам приходит штраф, который вы должны оплатить. И здесь начинается самое интересное. Считается, что первые два раза нарушения могут быть ситуативными, тогда как нарушение одного  и того же правила в третий раз является сигналом о том, что, возможно, у данного человека есть определенные психологические проблемы. У водителя изымаются права и после оплаты штрафа он должен пройти 40 специфических занятий у психолога. Стоимость одного занятия равна 100 евро, в общей сумме выходит 4000 евро. А это уже ощутимо.

После прохождения занятий, человек пишет заявление на повторное прохождение тестирования на получения права вождения. Стоимость прохождения психофизиологического тестирования  составляет 300-400 евро. Это тестирование без права ошибки. Дается 12 попыток на сдачу теста (каждая — платная). Вопросы для профессиональных водителей и для любителей отличаются, но все они нужны для того, чтобы проверить внимательность и психологическую адекватность водителя. Если человек 12 раз не сдал тест — он не имеет права водить автомобиль.

Профессиональные водители каждые пять лет проходят переподготовку.

Какой процент поданных заявлений на получения права на вождение в странах ЕС отклонен по медицинским показаниям?

Для примера возьмем, Австрию, потому как в странах ЕС используется именно “венское тестирование”.  Так, из 4500 тестируемых, 30% не получают права именно по медицинским показаниям. Если бы украинские водители проходили “венское тестирование”, то около 40% бы не получил бы права.

Через какой промежуток времени можно садиться за руль после употребления алкоголя?

Очень часто водители, которые вчера отмечали какое-либо событие, на следующий день утром садятся за руль. Но этого делать нельзя. Существует ряд факторов, которые влияют на выведение алкоголя из организма: пол, возраст, состояние здоровья человека на момент употребления, качество алкоголя, время года, процентное соотношение спирта в напитке, который употребляли, на голодный желудок пили или нет, запивали обычной водой или газированной  и т.д.

После употребления алкоголя за руль можно садиться по истечению 24 часов. Клинические признаки уйдут очень быстро, тогда как биохимические еще будут показывать наличие алкоголя в организме. К примеру, если мужчина весом в 80 кг выпил бутылку пива, то через 15 часов биохимические анализы не покажут ничего. Часто анализ крови не показывает наличие алкоголя в крови через 14-15 часов, тогда как в моче алкоголь будет выявлен. Условно допустимым считается 0,2 промилле алкоголя. В Европе  этот порог составляет 0,3-0,4 промилле, поэтому даже на заправках можно встретить алкоголь. Но это тоже зависит от множества факторов: это и качество дорог, и автомобилей и, конечно же, здоровье водителей.

Как определить промежуток времени, через который можно садиться за руль после приема медикаментов, употребление которых несовместимо с  вождением?

Если в инструкции указано, что вождение после приема “Запрещено”, тогда ни в коем случае садится за руль нельзя. Если же врач назначает водителю тот или иной препарат, он обязательно должен рассказать, когда человек может сесть за руль. Если же доктор не предоставил этой информации, следует узнать период полувыведения этого препарата. Часто препараты, в частности, противовирусные делают реакцию человека несколько заторможенной. Если в таком состоянии вас остановила полиция, вы можете сдать анализы и доказать, что вы не находится в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Если же в инструкции к препарату указано, что вождение после приема препарата “Не рекомендуется”, то последствия такого приема  зависит от дозы принятого препарата. Ведь во многих лекарствах от кашля содержится кодеин. А он является наркотическим средством. Если доза его превышает норму, указанную в инструкции, вас могут привлечь к ответственности.

Водителю главное — помнить, что употребляя алкоголь и запрещенные препараты, наплевательски относясь к своему здоровью, вы ставите под угрозу не только своею жизнь и здоровье, но и окружающих вас людей.

Думайте об этом и будьте здоровы.