Как Украина заняла 5 место в мире по развитию электромобилей?
Новости

Как Украина заняла 5 место в мире по развитию электромобилей?

Причины попадания Украины в топ-5 стран развития электромобилей и долго ли мы там продержимся? 

 

Одной из главных новостей последней недели стало попадание Украины в топ-пятерку стран по развитию электрокаров. Удивительно, но несмотря на огромное падение украинского рынка автомобилей в целом, нам удалось опередить множество стран в мире по темпам роста транспортных средств с электроприводом. Украина попала на пятое место набрав 39 баллов, немного уступив Исландии с таким же количеством баллов. Стоит отметить, что наша страна оставила за бортом Голландию, Японию и даже США. При этом лучше нас оказались только Исландия, Швеция, Норвегия и Китай. Исследование является ежегодным и проводится профильным изданием InsideEVs.com.

На общую субъективную оценку оказывает влияние совокупное количество факторов, которое оценивается в баллах. Среди критериев присутствуют динамика составляющей электромобилей на всем рынке, скорость развития инфраструктуры и даже политическое лобби электротранспорта в стране. Возглавил рейтинг Китай с огромным количеством произведенных и закупленных электрокаров, за ним следует Норвегия. При этом стоит учесть, что и этим странам есть куда рости — максимально возможное количество баллов пока не набрала ни одна страна.

В чем успех Украины?

В рейтинге автор пишет об «электромобильном чуде» в Украине, но что это значит для нас? Действительно ли это успех, как подхватило это большинство СМИ? Ведь многие покупатели электрокаров склоняются в их пользу вынужденно, под влиянием множества негативных факторов.

Но все же одной из основных причин говорить, что это успех Украины, пусть вынужденный и кратковременный — является стремительное увеличение составляющей доли электромобилей среди общего количества покупки легкового транспорта в стране. В рейтинге указывается, что за 2016 год электрокары заняли 4% от общего количества регистраций авто в Украине, что составляет более 2500 автомобилей. С одной стороны — это в пять раз больше, чем показатели внутри страны предыдущего года. При этом цифра хорошо выглядит в процентном соотношении, но относительно других стран возглавляющих рейтинг количество электрокаров не совсем соизмеримо.

Например, в США в 2016 году было продано 17,5 млн авто! При этом 6 место в рейтинге из-за 1% из них на электротяге. Но в числовом значении эта цифра составляет — 175 000 машин, что в несколько раз больше, чем число продаж всех новых легковых авто в Украине! В Швеции общие продажи составили 373 000 авто и 2% электромобилей — это 7460 машин. При этом Украина является единственной страной в рейтинге, в которой учитываются продажи электромобилей бывших в употреблении. В качестве примечания указывается, что заметны общие тенденции развития в сторону электротранспорта и для страны с 4000 $ ВВП на душу населения можно сделать исключение.

Напомним, рейтинг определяет стремительность развития электротранспорта, то есть исключительно рост показателей в процентном, а не количественном соотношении. Поэтому в каком то смысле он является субъективным, так как состояние экономики, авторынка в целом и автопрома в частности не оценивается. Также указано, что большое влияние на такие показатели Украины оказала поддержка правительства, а именно отмена пошлин при ввозе (в законопроекте №1674) и решение о закупке 725 гибридов Mitsubishi Outlander PHEVs для нужд Национальной Полиции.

Про закупку Митсубиши для НацПолиции промолчим, это явление противоречивое и одиночное. То есть в текущем году аналогичной закупки может и не быть. Лучше проанализируем частные продажи электрокаров. О серьезных цифрах речь идет именно во вторичных продажах электрокаров: подавляющее большинство из всех реализованных за 2016 год электрокаров составляют Nissan Leaf — 981 авто. Продажи остальных брендов несущественны — Tesla Model S — 29, BMW i3 — 24, Mercedes B-Class — 23 и т.д. То есть опять же, если бы речь шла о продажах новых электромобилей, ни о каких чудесах нет и речи, хотя прогресс с прошлым годом составляет 155%.

В рейтинге также учитываются темпы развития инфраструктуры для электротранспорта. Отмечен рост появления стандартных зарядных станций при стационарных заправочных комплексах, появление фастчарджеров и намерения по открытию своих станций со стороны глобальных компаний.

Таким образом получается, что наши соотечественники просто загнаны в угол при принятии решения о покупке автомобиля. С одной стороны на них давят высокие пошлины и цены на внутреннем рынке, постоянное увеличение стоимости топлива и влияние на эту цену российской стороны. С другой стороны государство поспособствовало в процессе приобретения электротранспорта, освободив покупателей от ввозной пошлины. Но можно сказать, что эти шаги плюс закупка электротранспорта для полиции повлияли на место в рейтинге в минувшем году. Что будет дальше — покажет время. Даже несмотря на заявления министра инфраструктуры о намерении снизить стоимость электротранспорта еще на 40%.